Удмуртия, ИА,
3 ноября 2020 г.
Навязывание финансовых и банковских услуг: как с этим бороться? 617 просмотров
Относительно недавно на финансовом рынке ввели новое понятие – мисселинг. Термин означает некорректную продажу продукта или услуги, а также продажу одних продуктов под видом других путем неполного или недостоверного информирования потребителя. Как оградить себя от такой опасности, рассказали в отделении Национального банка по Удмуртии Волго-Вятского Главного управления Банка России.
Недоговаривают или намеренно искажают
Чаще всего люди сталкиваются с таким явлением в банке при продаже небанковских услуг. Иногда консультанты недоговаривают либо специально искажают сведения об слугах для продажи продукта. Часто недоговоренности всплывают уже после подписания документов клиентом или на стадии подготовки к подписанию.
Например, при получении одобренного кредита в банке клиенту могут настойчиво предлагать договор страхования. Или же, оформив платежную карту, он лишь потом узнает, что ее бесплатное обслуживание длится только год.
Столкнутся с мисселингом можно в любой финансовой организации: страховой компании, брокерской фирме, негосударственном фонде (НПФ) или же управляющей компании паевого инвестиционного фонда (ПИФ).
По статистике жалоб, поступающих в Банк России от потребителей, чаще всего мисселинг происходит в банках.
В финансовой сфере пострадавшими оказываются клиенты, которые хотят открыть вклад. Недобросовестные продавцы под видом вкладов с повышенной доходностью предлагают иные продукты без раскрытия всех особенностей и рисков использования. В подобных случаях банки становятся страховыми агентами, предлагающими услуги инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Чаще всего клиенты узнают подмену только при досрочном возврате сбережений. Вместо договоров вклада сотрудники банка могут предложить облигации, другие ценные бумаги или комбинированный договор: часть – на вклад, часть – на инвестиционное страхование.
Ставки по депозитам за последние месяцы сильно упали, и сотрудники банков нередко предлагают другие, вообще не банковские финансовые продукты под видом «более доходного вклада». Однако далеко не всегда они сообщают о принципиальных отличиях этих продуктов. Так, под видом вклада вам могут предложить:
– полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ);
– паи ПИФов;
– инвестиции в ценные бумаги (облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций;
– договоры негосударственного пенсионного обеспечения.
Доходность по всем этим продуктам и правда может оказаться выше, чем по депозитам. Но риски тоже растут: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов.
Нередко банковские сотрудники предлагают комбинированный вариант: часть денег советуют положить на депозит, а часть инвестировать в другие инструменты. Если у вас уже есть финансовая подушка безопасности и вы готовы к инвестиционным рискам, то можете попробовать разные инструменты, только сначала внимательно изучите все их особенности. Но если нет – не соглашайтесь на такие предложения вместо вклада.
Лучшая защита – внимательность
В основе проблемы лежит невнимательность к деталям при заключении договора, нежелание изучать подписываемые документы, излишняя доверчивость и готовность верить на слово сотрудникам банков. Главный совет: читать договор полностью, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений.
Если же вас торопят с решением – это повод насторожиться
Недобросовестная практика
Формально мисселинг не является нарушением закона, но тем не менее его считают недобросовестной практикой.
По закону о защите прав потребителей человек должен получить полную информацию о товаре или услуге перед их покупкой. Это позволит ему принять взвешенное решение. Все особенности финансовых продуктов обычно прописаны в договорах очень подробно. И нередко там отдельно уточняется, что клиент ознакомился со всеми рисками и готов их принять.
Довольно часто люди подписывают договоры не глядя, веря на слово продавцу. Но если человек поставил свою подпись под договором, получается, что он изучил все условия. Доказать, что вас ввели в заблуждение будет непросто.
Для решения проблемы мисселинга Всероссийский союз страховщиков принял профессиональный стандарт для продаж полисов страхования жизни. А Банк России выпустил требования к страховым компаниям и их агентам, в том числе банкам. Теперь при заключении любого договора страхования жизни вам обязаны вручить короткую и ясную памятку, где отражена вся самая важная информация о продукте. Там должно быть сказано, что полис страхования жизни не является депозитом, эти инвестиции не защищены государством. Инвестиционный доход по полису ИСЖ предсказать невозможно, а при досрочном расторжении договора человек может получить меньше денег, чем внес.
Если страховые компании или их агенты будут нарушать стандарт и требования Банка России, страховщикам грозят штрафы, приостановление и даже отзыв лицензии.
В ближайшее время также планируется разработка специальных стандартов, которые будут регулировать продажи банками всех небанковских продуктов.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА
Вся пресса за 3 ноября 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
korins.ru, 12 февраля 2025 г.
АПСБ поддерживает поправки в законодательство, запрещающие оказание услуг страховыми брокерами без лицензии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
IUMI предостерегает от протекционистских мер и торговых войн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили ограничить доходы страховых компаний от штрафов больниц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 12 февраля 2025 г.
«Айтеко» и Axoft обеспечили мониторинг кибербезопасности с помощью MaxPatrol SIEM в страховой компании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Как ИИ в страховании повышает эффективность, сохраняя при этом человеческий фактор
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Госфиннадзор: В стране растет рентабельность страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РЕН-ТВ, 12 февраля 2025 г.
Эксперты назвали самые крупные выплаты за травмы путешественников в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поддерживаемый правительством пул киберрисков будет способствовать более широкому внедрению киберстрахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Перестраховщикам следует отдать приоритет ИИ и машинному обучению в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 12 февраля 2025 г.
В ДНР за год оформили более 257 тыс. договоров ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Депутат предлагает упростить процедуру страховых выплат
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 12 февраля 2025 г.
Страховщики назвали самые угоняемые авто в РФ в 2024 году, в лидерах - Chery
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Большинство крупных утечек данных страховщиков происходят в результате атак со стороны третьих лиц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|